Двигатель ВАЗ 2115

В автомобиле ВАЗ-2115 бензиновый двигатель, четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный, с верхним положением распределительного вала, восьмиклапанный. Работа цилиндров происходит по схеме: 1–3–4–2, при отсчете от шкива коленчатого вала. Питания системы производится через электроуправляемый распределенный топливный впрыск.

Оглавление

Троит
Горит чек
Какое масло заливать
Как снять
Диагностика
Не запускается
Стук

Троит

Здесь мы рассмотрим основные причины троения двигателя, соответственно, найдем пути устранения этой головной боли.

Начинать проверку в данном случае нужно с определения нерабочего цилиндра:

— Для этого заводим двигатель и открываем капот

— Слушаем звук работы двигателя и запоминаем его

— Начинаем по очереди вытаскивать высоковольтные провода

— Когда мы вытаскиваем высоковольтные провода – соответствующий цилиндр перестаёт работать и звук работы двигателя меняется и начнет двоить. Наша задача – найти тот провод, при вытаскивании которого звук в работе двигателя не изменится, а значит мы найдем неработающий цилиндр.

Далее, что нам нужно сделать – это определить, образуется ли искра на свече в данном цилиндре или нет, чтобы определить, в каком направлении нам двигаться дальше.

Свечи зажигания

Берём свечной ключ, и откручиваем свечу зажигания, смотрим на состояние электрода:

– кирпичный цвет – свидетельствует о нормальной работе цилиндра

– закопченный, с небольшим нагаром и т.д. – свидетельствует о неправильной работе двигателя, либо это излишки масла, либо остатки слишком большого кол-ва топлива.

Такой нагар на свече мешает её нормально работать, искра создаются слабая и нерегулярная. Чистка свечей или их замена в данном случае не поможет, т.к. нужно искать причину появившегося нагара: это может быть

– неисправность обратного (выпускного) клапана (нужно регулировать – если он зажат, заменять – если он прогорел)

– низкая компрессия в цилиндрах ( не менее 10-10-10-10) – правильно замерить компрессию, сделайте соответствующий ремонт – скорее всего либо у вас залегли кольца, либо прогорели клапана.

– смещение фазы газораспределения – здесь либо не правильно установлен ремень ГРМ, либо он соскочил – ремень нужно снимать и заново устанавливать с регулировкой фаз

– переливают форсунки – нужно менять (как заменить форсунки?)

– низкое давление в топливной системе (как проверить давление?)

– не правильные показания датчика кислорода – нужно заменить его

– так же нагар может оказаться при продолжительной работе двигателя на холостом ходу, если свеча имеет нестандартное калильное число – такие свечи нужно заменить.

Обратите внимание на корпус свечи зажигания белого цвета: если на нем есть черные точки или полоски – значит свечу пробивает, её нужно заменить.

Горит чек

Причины появления Check Engine на ВАЗах

Первая причина, довольно популярная «в наших краях» — плохой бензин. Часто Чек загорается именно по вине плохого топлива. Лечится это сливом «бодяги» и заправкой нормального бензина, если бензина жалко можете просто подождать пока он закончится и заправиться в другом месте топливом нормального качества.

Свечи. Поврежденные или неисправные свечи могут стать причиной появления Check Engine. К примеру, если на свече неправильный зазор или треснул изолятор. Решение — проверка или замена свечей.

Низкий уровень топлива, неплотно закрытая крышка бензобака. И в первом, и во втором случае возникнет проблема с давлением в топливной системе, после чего ЭБУ сообщит о проблеме именно в виде появления соответствующей надписи.

Проблемы с катушкой зажигания. Отсутствие искры приведет к пропускам в цилиндрах, и лямбда-зонд сообщит об ошибке на блок управления. Решение — проверка катушки зажигания и замена в случае неисправности.

Проблемы с самим лямбда-зондом (кислородным датчиком). В данной ситуации ремонт невозможен, как правило, выход только один — замена датчика кислорода. Можно, правда, попытаться почистить Лямбда-Зонд, но не факт, что это к чему-то приведет.

Неисправности катализатора. Чаще всего данная поломка встречается на авто с приличным пробегом. Катализатор погибает в результате проблем с маслом, когда мотор берет масло. Подъедание масла не проходит бесследно, остатки масла не сгорают до конца и отлагаются на сотах катализатора. Также проблемы с катализатором могут возникнуть из-за плохого топлива или из-за механических повреждений катализатора. Решается эта проблема лишь одним путем — путем полной замены.

Проблема с форсунками. Форсунки могут быть просто забиты, решается проблема путем промывки форсунок. Если не помогает, форсунки придется заменить.

Нарушения в работе топливной системы, «барахлит» бензонасос, забита сеточка грубой очистки топлива или топливный фильтр. Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение необходимо измерить давление в топливной рампе и проверить бензонасос.

Случается, что Чек Энджин загорается из-за проблем с ВВ-проводами. Если есть подозрения на их неисправность, необходимо проверить ВВ-провода, в случае неисправности произвести их замену.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) нередко становится причиной, по которой загорается «Чек Энджин». Для того чтобы узнать в датчике ли проблема, нужно проверить ДМРВ. Если окажется, что датчик неисправен — замените его.

Можно ли ехать, когда горит Check Engine?

Если вы увидели, что загорелся Чек, первое, что необходимо сделать — остановиться и прислушаться, присмотреться к работе двигателя. Если все в норме, обороты не плавают, нет каких-либо шумов, уровень жидкостей (топливо, масло, ОЖ) в норме, можете продолжить движение, однако по приезду обязательно посетите СТО для того чтобы установить причину появления Check Engine. Если проблема устранена, то надпись Чек должна исчезнуть в ближайшее время, это может произойти через час или через день-два. Если этого не произошло, значит проблема не решена и поиски неисправности необходимо возобновить.

Если вам не удается самостоятельно найти причину, по которой возникает эта ошибка, обратитесь на СТО, там специалисты, используя специальное оборудование, без труда установят причину ошибки и помогут ее устранить.

Какое масло заливать

Рано или поздно владельцы ВАЗ 2115 сталкиваются с необходимостью замены моторного масла. При этом существуют определенные факторы, которые способствуют сокращению необходимого интервала смены смазочной жидкости:

— нерегулярная эксплуатация транспортного средства;

— постоянные поездки на малые дистанции, при которых мотор не успевает нагреться;

— частое движение в пробках;

— езда по неровным дорогам;

— движение с прицепом;

— использование некачественного топлива;

— использования транспорта в условиях запыленного или очень грязного воздуха.

На российских дорогах все это встречается довольно часто, поэтому вы должны уметь выбирать высококачественное моторное масло для ВАЗ 2115 8 клапанов.

Важно учитывать при выборе класс вязкости, подходящий для лета, зимы или всесезонного использования. Если вы правильно выберете жидкость, вам удастся заводить машину в сильный мороз без негативных последствий. При выборе жидкости необходимо учитывать температурный режим эксплуатации транспортного средства, который зависит от вашего региона.

Зимой масляный насос должен быстро доставлять масло к важнейшим деталям двигателя, поэтому не торопитесь трогаться. На скорость перекачки масла влияет его текучесть. Если все в норме, мотор будет хорошо работать даже в условиях низких температур. Моторное масло для ВАЗ 2115 подходит с классом вязкости 0W.

При выборе летнего масла отдавайте предпочтение классу вязкости по SAE 40 и более. В этом случае вы предупредите износ двигателя и перегрев смазочной жидкости. Если правильно выберете масло, вы сможете защитить силовой агрегат и сэкономить немного топлива.

Если в моторе автомобиля изношены сальники и уплотнительные резинки, вы можете использовать минеральную жидкость, но только не в зимние месяцы. По возможности лучше заменить все поврежденные детали. В других случаях выбирайте синтетику, так как она лучше защищает изношенный силовой агрегат и продлевает срок его службы.

Как снять

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Снять отрицательный провод с аккумулятора.

2. Снять защиту картера и брызговик.

3. Снять решетку радиатора.

4. Отсоединить трос открытия капота от механизма закрывания капота и извлечь из фиксаторов.

5. Снять капот, предварительно отметив положение петель, для облегчения повторной установки и отсоединив трубку омывателя ветрового стекла.

6. Отвинтить три винта и снять крышку дроссельного клапана.

7. Снять крышку воздушного фильтра, расходомер воздуха и впускную воздушную магистраль.

8. Снять крышку маслозаливной горловины.

9. Отвинтить болты и снять верхнюю часть кожуха вентилятора.

10. Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения, для чего под сливную пробку радиатора подставить соответствующий контейнер и открыть сливную пробку, расположенную в нижней части радиатора. Для ускорения слива охлаждающей жидкости открыть пробку расширительного бачка. Для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров отвинтить дренажный болт, расположенный в блоке цилиндров.

11. Отсоединить шланги системы охлаждения от радиатора отопителя.

12. Снять вентилятор с муфтой вязкого сцепления.

13. Отсоединить вакуумную трубку усилителя тормозов от впускного коллектора.

14. Отключить электрические провода и снять разъемы со следующих агрегатов и датчиков:
– генератора;
– стартера;
– датчика температуры;
– датчика температуры системы управления двигателем;
– датчика давления масла;
– электромагнитного клапана на топливном насосе высокого давления;
– датчика положения дроссельной заслонки;
– электромагнитной муфты вентилятора;
– клапана оборотов холостого хода;
– распределителя;
– инжекторов;
– термодатчика радиатора.

15. Отсоединить от двигателя провод массы.

16. Отсоединить трос акселератора, трос понижения передачи автоматической коробки передач или электромагнитный выключатель понижения передачи.

17. Разгерметизировать топливную систему и отсоединить шланги подачи и возврата топлива.

18. Снять вспомогательные приводные ремни гидроусилителя рулевого управления и кондиционера. Отвинтить насос и компрессор кондиционера и при помощи мягкой проволоки подвесить к кузову не отсоединяя от них шлангов.

19. Снять крышку и ротор распределителя зажигания вместе с проводами.

20. Снять стартер.

21. Слить моторное масло и снять фильтр.

22. Снять трос сцепления.

23. Отвинтить переднюю приемную трубу от выпускного коллектора.

24. На автомобилях с автоматической коробкой передач отвинтить преобразователь крутящего момента от приводного диска.

25. Установить таль для подъема двигателя и приподнять двигатель, а затем отвинтить держатели двигателя.

26. Соблюдая осторожность, грузоподъемным механизмом приподнять двигатель и отвинтить кронштейн крепления двигателя к опорам.

27. Отвинтить задний щиток двигателя.

28. Отвинтить болты крепления картера сцепления.

29. Подпереть коробку передач при помощи соответствующего подъемника и широкой доски и немного приподнять коробку передач.

30. Соблюдая осторожность, грузоподъемным механизмом приподнять двигатель и отделить от него коробку передач.

31. Извлечь двигатель из моторного отсека.

Диагностика

Диагностика неисправностей

Конечно же, некоторые огрехи в работе систем двигателя так сразу, на коленке в полевых условиях, не исправишь. Однако, можно попытаться кое-что сделать самостоятельно. Еще уточнение: в карбюраторных моторах и движках с электровпрыском, некоторые нюансы отличны, поэтому и диагностика разная. Приведем лишь несколько самых распространенных вариаций.

Движок (карбюраторный) в зиму запускается довольно легко, но сразу же прекращает свою работу. Это может означать, что не отрегулировано или вышло из строя пусковое в карбюраторе, и заслонка при начинающихся взрывах в цилиндрах перестала открываться. В этом случае снимаем крышку корпуса фильтра воздуха и осматриваем заслонку (на прогретом, к примеру, движке при вытяжке рукоятки движок должен заглохнуть). По возможности регулируем пусковое, заменяем изношенные фрагменты.

Долго запускается мотор. Случается, что в жаркую летнюю пору бензин испаряется (особенно, после долгого простоя) из камеры карбюратора – поплавковой. Следует после того, как машина долго постояла, подкачать несколько раз топливо ручкой бензонасоса. И машина сразу же заведется.

Движок глохнет на холостых. Может быть несколько причин: в бензин каким-то образом попала вода, засорился фильтр топлива или сама система подачи. Рекомендовано продувать подводящую бензин систему (можно воздушным насосом для шин), поменять фильтр топлива, очистить сеточку бензонасоса. А если подозреваете в бензине наличие воды, залейте в топливо спецсредство для связывания жидкости, а после – поменяйте фильтры.

Если движок троит на холостых, возможно, неисправны свечи зажигания или провода. Проверьте, выкрутив по одной, все свечи на предмет искры и зазора, образования нагара. Возможно, от времени частично вышел из строя один из проводов. Если менять – постарайтесь все сразу, желательно поставить силиконовые.

Свечи, при неуверенности в них, также можно поменять на более новые (имеющиеся в запасе). Не функциональную свечку можно, как правило, визуально определить по цвету нагара (закопченная).

При работе двигателя слышится характерный цокот. Повышается топливный аппетит, а при разгоне теряется мощность. Это значит, что пора регулировать клапана.

Кстати, многие мастера рекомендуют это делать через каждые 10.000-15.000 пробега авто. Сделать это довольно просто и самостоятельно. Понадобится снять крышку головки и получить доступ к клапанам. Далее – проворачивая вал по разметкам, при помощи специального щупа замеряем зазоры и отпускаем/затягиваем ключами.

Как видим, диагностика неисправностей двигателя ВАЗ 2115 , его систем и узлов – не такое уж и сложное дело. Главное, избежать таких серьезных поломок, как, например, загиб клапанов при порыве ремня ГРМ (на 16-и клапанных), а так, по мелочи можно и самому разобраться вполне (по крайней мере, до ближайшей мастерской хватит допрыгать).

Не запускается

Не включается зажигание

Первым делом вставляем ключ в замок зажигания, проворачиваем его, должны загореться приборы и индикации на панели приборов: значок двигателя, уровень топлива, лампочки масла, стояночного тормоза и т.д. Если этого не происходит, идем в эту статью и изучаем причины данной неисправности.

Не качает бензонасос

Вставили ключ, провернули, лампочки загорелись, начал качать бензонасос. Бензонасос находится в задней части кузова, под пассажирским сиденьем, поэтому его шум вы должны услышать в задней части автомобиля. Если же шума никакого нет, то проблема в бензонасосе или в его проводке или « в ноль» посаженом аккумуляторе.

Не крутит стартер

Значит, вставили ключ, провернули, бензонасос накачал, проворачиваем ключ, заводим, в ответ тишина. Проблема: Не крутит стартер.

Стартер крутит, но не схватывает

Опять же, вставили ключ, бензонасос накачал, проворачиваем зажигание, стартер начинает крутить, но крутит в холостую. Иными словами стартер не схватывает.

Стартер работает, двигатель крутится, но автомобиль не заводится

Итак, стартер крутится, двигатель крутится, поршни ходят, но двигатель все никак не заводится. Здесь уже проблема скорее всего в топливно-воздушной смеси, возможно метки соскочили и т.д.

Прежде чем грешить на топливно-воздушную смесь, первым делом нужно обратить внимание на датчики коленвала:

ДПКВ – при его неисправности, очень тяжело завести двигатель, причем заведенный двигатель работает неровно, с перебоями, мощность заметно падает.

Далее стоит обратить внимание на метки:

1) Метка на шестерни распредвала ГРМ

2) Метки на маховике под термостатом

Если метки не совпадают, скорее всего просто соскочил ремень на один зуб, возможно изношен сама шестерня распредвала, нужно регулировать и ставить правильно!

Далее речь уже пойдет о топливовоздушной смеси.

Заранее предупреждаю, что проще всего сделать компьютерную диагностику двигателя или посмотреть ошибки на бортовом компьютере

Топливовоздушная смесь – это сочетание воздуха, бензина и искра, необходимая для его возгорания.

Стук

Зоны прослушивания стуков в двигателе:

1. Стук коренных подшипников — очень опасный; остановите немедленно двигатель, в автосервис или гараж придется ехать на буксире. Стук низкого тона. Прослушивается в нижней части блока цилиндров, заметно усиливается под нагрузкой и при увеличении частоты вращения. Часто его появление сопровождается падением давления масла (лампа аварийного падения давления масла горит практически постоянно).

2. Стук шатунных подшипников — очень опасный; остановите немедленно двигатель, в автосервис или гараж придется ехать на буксире. Звук ритмичный, звонкий, металлический, среднего тона. Значительно возрастает при увеличении нагрузки и полностью пропадает при отключении свечи зажигания.

3. Стук поршневых пальцев — опасный; не нагружая двигатель, можно доехать до автосервиса или гаража самостоятельно. Ритмичный, высокого тона с резким металлическим оттенком, слышен на всех режимах работы двигателя и усиливается при увеличении нагрузки на двигатель. Полностью пропадает при отключении свечи зажигания.

4. Стук изношенных поршней и цилиндров — неопасный; не нагружая сильно двигатель, можно самостоятельно доехать до автосервиса или гаража. Звук, напоминающий стук глиняной посуды. Особенно хорошо слышен на непрогретом двигателе, по мере прогрева уменьшается или исчезает.

5. Стук клапанов — неопасный, можно доехать до автосервиса или гаража самостоятельно. Металлический стук на фоне общего глухого шума. Хорошо прослушивается на малой и средней частоте вращения коленчатого вала со стороны головки блока цилиндров над местами расположения клапанов. Стук клапанов часто путают со стуком толкателей (последний — очень высокого тона и переменный по громкости — практически неустраним).

Детонационные стуки — опасные, но, как правило, устраняются установкой более позднего зажигания. Если не нагружать сильно двигатель, можно доехать до автосервиса или гаража самостоятельно. Звонкие металлические стуки, возникающие, как правило, при разгоне автомобиля. Причина — неправильная установка зажигания, применение низкооктанового топлива, перегрузка двигателя при слишком раннем включении повышенной передачи, значительное нагарообразование в камерах сгорания. Необходимо отрегулировать зажигание (см. раздел «Электрооборудование») и применить специальную присадку к топливу для удаления нагара на клапанах и в камерах сгорания.